Центр «Эдельвейс». День народов Среднего Урала |
![]() |
![]() |
06.09.2020 10:29 |
Сегодня в Серове отмечается День народов Среднего Урала. Этот праздник дружбы и мира, который объединяет десятки разных национальностей и тысячи гостей со всего региона. Ежегодно жители Свердловской и других областей знакомятся с обычаями и культурой многонационального Урала. Прообразом этого масштабного праздника стал фестиваль, который в 2001 году прошел в Среднеуральске. В этом году проходит праздник в режиме онлайн: учреждения культуры и образования подготовили мероприятия, посвящённые развитию и сохранению межнациональных отношений. Центр «Эдельвейс» не остался в стороне. Педагоги клубов изучили различные факты, попробовали приготовить национальные блюда народов Среднего Урала, и спешат поделиться с вами своими находками. Прежде всего, поговорим о кухне. Плов. Его в честь праздника приготовила педагог клуба «Юность» Екатерина Шутова. Это блюдо всегда ассоциируется у всех с Востоком. О нем упоминается еще в легендах и сказаниях II-III веках до нашей эры в Индии и на Ближнем Востоке. Даже арабские сказки наполнены ароматом плова. Исследователи считают, что это блюдо пришло с Востока, но Средняя Азия стала для него второй родиной, откуда он отправился завоевывать новые страны и территории. Похоже, что своим рецептом поделились тюрки с татарами. Они и придумали название «пилав», которое позже трансформировалось в «плов». На Урале, как многие знают, живут и представители народностей, у которых плов является национальным блюдом. Его вариации побывали на столе буквально у каждой семьи. Екатерина Бабикова, педагог клуба «Огонек», постряпала эчпочмак. Эчпочмак в переводе с татарского означает «треугольник», – это национальная татарская выпечка треугольной формы с начинкой из картофеля, мяса и лука. История эчпочмака уходит своими корнями вглубь веков, когда кочевые народы тюркских племен передвигались с одной территории на другую на лошадях. С изобретением рецепта эчпочмака жизнь кочевников значительно упростилась. Пропала необходимость делать длительные остановки для приготовления пищи, ведь традиционно эчпочмак готовился с небольшим отверстием посередине, в которое заливали горячий бульон, и получалось полноценное горячее блюдо. Со временем рецепт приготовления несколько изменился. В наши дни без «треугольников» не обходится ни одно торжественное застолье татар, их подают практически во всех ресторанах, кафе и столовых, их даже можно найти в обычном продовольственном магазине. По данным из Интернета в Свердловской области проживают представители 160 национальностей. Среди них есть и грузины. Ни для кого не секрет, что это очень гостеприимный народ. А о грузинской кухне ходят легенды. Ей можно петь оды, так как она способна удовлетворить любой, даже самый взыскательный вкус. Одно из вкуснейших грузинских блюд – хачапури, представляющее собой пирог или лепешку из теста с сырной начинкой внутри. Специально для праздника хачапури приготовила педагог клуба «Огонек» Елена Каурова. Название «Хачапури» происходит от двух слов: «Хачо» - творог и «Пури» - хлеб (тесто). Сам продукт тоже состоит из этих частей: тесто и сырная начинка. Хачапури бывают разные – круглые, треугольные, овальные, в виде лодочки. Так, например, имеретинские хачапури – круглые и закрытые (сыр находится внутри). Мегрельские тоже круглые, подобно пицце посыпаются сверху сыром. Аджарские хачапури – в форме лодочки, а сырную начинку сверху заливают яйцом. Хачапури выпекают на сковороде – на плите, углях или в духовой камере. Педагог клуба «Квант» Елена Долгушева приготовила бэлиш. Это блюдо татарской и башкирской кухни. Бэлиш (еще его называют болеш) – пирог из дрожжевого или пресного теста. В основном начинку делают из мяса смешанного с картофелем, а также сладкий вариант с рисом и сухофруктами. В Татарии много традиций, примет, поговорок и прочего. Например, если хотят показать нерадивость хозяйки, про неё говорят: когда ни зайди к ней в гости, она всегда скажет: «Жалко, что вчера не зашёл. Вчера как раз бэлиш был». Понятное дело, что никому так и не удаётся застать это волшебное «вчера». Среди наших соседей живут и коми-пермяки. Коренные жители Республики Коми на протяжении многих лет приспосабливались к жестокому климату, который приносит морозные долгие зимы и довольно короткие, но тёплые летние дни. Так, им приходилось заботиться о запасах еды на холодное время года. Поэтому национальная кухня коми-пермяков состоит в основном из каш, выпечки и мяса. В традиционной кухне народов коми присутствуют шаньги. Эти мучные изделия представляют собой булочки круглой формы. В переводе с языка коми название булочки означает «солнце». Их выпекали в печах из ржаной муки, а сверху выкладывали слой подливки из мяса, творога и картофеля. Вкусные, ароматные шаньги приготовили педагоги клуба «Буревестник» Анастасия Соловьева и Елена Попова. Рецепт коми-шанег с картошкой довольно простой, с ним справится каждая хозяйка. Желаем удачи в приготовлении этого несложного, сытного и вкусного блюда. Приятного аппетита! От вкусностей переходим к рукоделию. Свадьба – одно из самых важных событий в жизни человека! Настоящая народная свадьба на Урале и в Зауралье дожила до 50-60-х годах ХХ века. В традиционном обществе роль молодой семьи была особенно велика. Это была хозяйственная единица. Свадебный обряд был важно составляющей в создании семьи. Многие предметы, использовавшиеся в свадебном обряде, приобретали значения оберега. Один из них – кукла «Неразлучники». Внешне мотанка выглядит как скрепление между собой фигурки мужчины и женщины. В том, что куколки находятся на рогатине и держатся за руки, есть свой символизм. Таким образом, выражали привязанность молодых и желали им крепкого, удачного союза. После дарения оберега молодые во время пира ели из одной тарелки одной вилкой на двоих, пили из одного сосуда, демонстрируя единство. Юлия Траневич, педагог клуба «Дружба» точно знает, как сделать такую куклу. Первые русские поселения на Урале появились в 17 веке. Люди, которые осваивали новые места, были деятельными, активными. Невзирая на тяжкий труд и проблемы с обустройством, у людей оставалась потребность в красоте, в обустройстве жилища. Из поселенцев выделялись маляры и красильщики, которые всегда ценились, как профессионалы и были востребованы. Порой над уральской росписью домов трудились целые династии. Красильщики, так называли мастеров, были желанными гостями в каждом поселении, встречали их радостно и тепло. Расписывали дома и снаружи, и внутри. Урало-сибирская роспись – одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками на окрашенной деревянной основе особой техникой мазка (разбел), когда на края плоской кисти одновременно с белилами берётся вторая цветная краска. Роспись деревянных изделий была ремеслом сельских районов Урала, специализировавшихся на производстве какого-либо одного вида товара. Так, например, в районе Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, в Шадринском и Талицком районах точили и распиливали деревянные чаши, вблизи Далматова изготавливали прялки. Все, что вы видите на фото, вручную было расписано педагогом клуба «Горизонт» Ириной Пономаревой и педагогом клуба «Огонек» Татьяной Жевняк. Факты из жизни коренных народов Среднего Урала. Одним из коренных народов Среднего Урала были манси, именуемые до революции вогулами. Вогулы делились на кочевые и оседлые племена. У первых были канонические чумы летом, а зимовали либо в шалашах, либо в юртах с оборудованным там очагом. Оседлые строили из бревен прямоугольные хижины с земляным полом и плоской крышей, укрытой колотым бревном и берестой. Основным родом деятельности манси была охота. Манси являются малочисленным народом, к которому относится 5 изолированных друг от друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская. Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом по старым традициям живет всего пара десятков человек. На фото рисунок воспитанника клуба «Огонек» Максима Резяпова. Кстати, еще немного о народности манси. Как и у всех, у них есть свои музыкальные инструменты. Нерыпь – мансийская скрипка овальной или грушевидной формы, выдолбленная из цельного куска дерева. У нерыпи всего лишь одна, редко две струны, сделанные из конского волоса или сухожилий лося. Инструмент по звучанию напоминает плач, она передает все оттенки человеческого голоса. Играют на нерыпи смычком в форме лука. При игре инструмент держат вертикально на правом или левом колене и водят смычком по струнам, иногда раскачивая инструмент навстречу смычку. Рисунок этого музыкального инструмента сделали в клубе «Ратник». Немного о самой территории Жилище Сокола — пещера на территории муниципального образования «городской округ Карпинск» Свердловская области, на левом берегу р. Каква выше устья правого притока реки Тота, в 9 км на юг от посёлка Веселовка, Свердловская область. Протяжённость ходов на 2019 г. составляла 210 м. С каждым годом эта цифра увеличивается, благодаря изучению пещеры спелеологами. В августе 2020 г. спелеологами СГС совместно с журналистом местной газеты и жителем города Карпинска, была произведена очередная топосьемка. В результате длина пещеры составила 340 м. Она относится к Североуральскому спелеорайону, Каквинскому подрайону. Имеет два входа на расстоянии 45 м друг от друга. Представляет собой систему гротов, переходов и галерей. На стенах — натечная кальцитовая кора, интересна форма карста в виде органных труб. В пещере есть место зимовки летучих мышей. На ее территории в свое время обнаружены стоянка первобытного человека. Найденные наконечники стрел, украшения и ритуальные принадлежности датируются VI—V вв. до н. э. Пещера Сокола – геоморфологический памятник природы. Другие названия: Гнездо Сокола, Каквинская Первая. В 2004 году там побывала педагог клуба «Юность» Мария Семячкова. «Было очень интересно, тогда я открыла мир сталагмитов и сталактитов, мир комаров и летучих мышей в зимнее время. Летом туда не добраться, т. к. пещеру топит, а вот зимой самое то. Добираться сложновато, но интересно!», – рассказала Мария Васильевна. Материал подготовлен совместно с педагогами: Марией Семячковой, Екатериной Шутовой, Татьяной Жевняк, Еленой Кауровой, Екатериной Бабиковой, Еленой Долгушевой, Татьяной Рольской, Ириной Пономаревой и Юлией Траневич. |